Воронеж Воскресенье, 19 мая
Общество, 22.08.2023 09:03

Страх лучше уважения

Сталин снова на коне: стал третьим по популярности политическим лидером прошлого по итогам свежего соцопроса.

Сталина опередили только Пётр I и Екатерина II. А в рейтинге антипатий лидируют Ельцин и Горбачёв, что неудивительно. Зато позицию Иосифа Сталина, замыкающего тройку победителей, инициатор опроса - Агентство политических и экономических коммуникаций – назвал сенсацией.

С чего бы? Вероятно, в АПЭК Дмитрия Орлова продолжают по инерции верить в общечеловечество, права человека и прочие «ширмы» реальной политики.

Вот только недавно у нас политотделе «Блокнота» имела место дискуссия о том, что важнее – когда тебя уважают или когда бояться? Ведь принято считать, что вызывать уважение – это круто, а вызывать страх – это не комильфо в политике. Сталин вызывал страх. Вызывает у некоторых до сих пор. Сталин – это символ грозного Отца. Чем больше в нашей повседневной реальности беснуются от безнаказанности нувориши и чиновники, тем чаще и живее простой человек обращается к Сталину. После лицемерного развенчания «культа личности», казалось, что образ правителя навсегда останется чёрен. Как пел облюбованный «либералами» Галич:

- Кум докушал огурец И закончил с мукою: «Оказался наш Отец не отцом, а сукою...

Но время всё расставляет по местам. Выяснилось, что «суками» были как раз те, из конца списка. А Сталин остался Сталиным. К слову, в поэме Галича рассказчик, едучи в поезде, вспоминает, как его, зэка, после двадцатого съезда отправили убирать статую вождя с лица какой-то станции. И даже у антисталиниста Галича осталось место для строк, которые только на первый взгляд кажутся ёрническими:

это ж Гений всех времен,

Лучший друг на веки!

Все стоим ревмя ревём,

И вохровцы, и зэки.

Иосиф Сталин по праву соседствует в сознании русских людей с великими императорами, тоже, кстати, отлично понимавшими цену страха. Ибо это сильное имманентное чувство в сердце человека. А уважение – это сегодня …

Пустой звук, чаще всего.

«Мне нужно, чтобы меня просто уважали» - одна из самых лживых сентенций когда-либо прозвучавших в мире. Давайте честно ответим, какая самая стойкая ассоциация с вопросом об уважении? Конечно, вот это вот - «ты меня уважаешь?» Так ни к чему не обязывающая пьянка якобы закрывает все дискуссии о проблематике уважения.

Ну а что такое уважение в политике? Та же «ширма». Мол, будем друг друга уважать и не подставлять. Но ровно до того момента, пока это обоим выгодно. Как только нарисовывается вариант с пользой для себя предать и продать уважаемого партнёра, уважение улетучивается без следа.

В межличностных бытовых отношениях (за исключением алко-темы) уважение давно сведено на нет. Оно как бы присутствует по умолчанию до тех пор, пока не возникло разногласий. И уже на того, кого вы ещё вчера сильно уважали, сегодня вы легко готовы плюнуть с высокой колокольни.

Совсем другое дело, если вы этого человека боитесь. Страх – это врождённое, а не придуманное. Он был с человеком с начала времён, и останется до самых последних.

К слову, дети не нарушают запреты родителей не из уважения к ним, а потому что бояться. Чаще – отца, порою – и мать, и отца.

Почему кого-то бояться в политике? Потому что знают, что он может так ответить, что это надолго запомнится, что поколения будут чесаться в том месте, куда пришёлся ответ. А какой ответ может дать «уважаемый» господин? Что, перестанет руку подавать? Вот потеря-то. Если господин не сумел быть страшным, то что им дорожить, за что, скажите, его любить …

Наоборот - Господь говорит не только о любви, но и о страхе, который должен останавливать нарушающих Его заповеди. В принципе, если вы боитесь Бога, то более уже никто и не страшен. Страх и любовь, бывают, очень близки – когда до смерти боишься огорчить того, кого любишь.

Наполеон писал, что завоевал мир мечом, а Христос - любовью. И в заточении на острове великий француз, напугавший полпланеты, попытался в своих мемуарах победить мир и на этом поле сражений.

Иосифу Сталину мемуары не понадобились. Сталин умел внушать страх. Следовательно, вызывал подлинное уважение. Но также - и любовь, из песни слов не выкинешь.

Сдаётся, чем дальше в лес истории, тем образ Сталина парадоксальным образом всё больше будет вызывать в народе любовь. И всё меньше страх. 

Такова суровая правда жизни. Ну, а насколько её понимают наши читатели, либо насколько привыкли лицемерить, выясним в ходе народного опроса

Виктор Лиходзиевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Авторская колонка   
2
5