Воронеж Суббота, 27 апреля
Общество, 20.12.2023 23:01

Первый в истории поезд 156 лет назад прибыл по железной дороге в Воронеже

Первый в истории поезд 156 лет назад прибыл по железной дороге в Воронеже

Тогда это был пробный состав, который проехался по только что построенным ж/д-путям.

20 декабря 1867 года в Воронеже состоялось знаковое событие. По только что проложенным железнодорожным путям в наш город приехал первый в истории поезд. Этому очень обрадовалось местное купечество. Именно оно добивалось появления в Воронеже железнодорожного транспорта для логистики своих товаров. К тому времени ж/д-сфера в Российской империи уже начала активно развиваться, и вот этот импульс дошел до нашего города. В мае 1867 года был заложен первый камень железнодорожной станции, а через почти полгода, как мы сказали, приехал первый пробный поезд.

После этого ж/д-транспорт стал активно развиваться в Воронеже. Станция была открыта через год после приезда пробного состава. В одной из книг знаменитого местного краеведа Владимира Загоровского написано, что это событие произошло 30 января 1968 года. От новой ж/д-станции первым из Воронежа отправился в Москву пассажирский поезд.

В дальнейшем составы курсировали в наш город из Ростова, Козлова, Графской, Рамони и еще множества других населенных пунктов. Железнодорожная станция представляла из себя двухэтажное строение, где около центрального входа было подобие стоянки для конных экипажей. Учитывая губернский статус Воронежа, объект был довольно оживленным.


Как указывают исторические хроники, станцию временами ремонтировали, но сносить ее не собирался никто. Это происходило и в дореволюционной России, и во времена прихода к власти большевиков. Не пережило здание железнодорожного узла так называемые «грозовые сороковые».

В 1942-1943 годах во время оккупации Воронежа немецко-фашистскими войсками старое здание станции было взорвано. На исторических фотографиях видно, что в районе нынешнего вокзала и площади Черняховского во время освобождения города стояли противотанковые укрепления с колючей проволокой.


В 1945 году власти приступили к восстановлению Воронежа. Первым делом было решено соорудить временное здание вокзала. Оно стояло в городе почти десять лет, пока, наконец, не была возведена капитальная постройка.

Примечательно, что здание воронежского железнодорожного вокзала проектировал архитектор К.С. Алабян, который параллельно восстанавливал разрушенный Сталинград. По замыслу зодчего появилась постройка, где длина фасада составляла 100 метров. В стены было уложено почти 14 миллионов кирпичей. Внутри же вокзала были стены матового вишневого цвета, своды отделаны лепниной, пилястры – светлым мрамором, а на пути к платформам стояла остекленная арка. На крыше вокзала были популярные в советское время образы рабочего и колхозницы, учителя, летчика.

Внутри здания вокзала в 50-е годы XX века стояли скульптуры Феликса Дзержинского с беспризорником, а также Ленина с солдатом. Памятник вождю мирового пролетариата располагался и на привокзальной площадке напротив.

Тем не менее, в 80-е годы прошлого столетия все эти памятники исчезли. На площади напротив вокзала соорудили монумент генералу Черняховскому, который руководил боями за Воронеж. Эта скульптура была привезена в наш город из литовского Вильнюса.

Сейчас вокзал «Воронеж-1» - это важный транспортный узел города. В него ежедневно приезжают тысячи пассажиров поездов и электричек, люди покидают столицу Черноземья, отправляясь в дорогу с платформ и перронов вокзала.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: Событийный календарь Воронежской областиСобытия: Календарь событийОрганизации: вокзалМеста: Железная дорога
1
0