Воронеж Суббота, 27 апреля
Общество, 15.03.2024 15:00

Отец легендарного Ил-2: 92-й день рождения отмечает Воронежский авиазавод

У предприятия за его историю были взлеты и падения, но сейчас оно стало уверенно смотреть в будущее.

15 марта исполнилось 92 года Воронежскому авиационному заводу, который сейчас официально называется ПАО ВАСО. Стратегическое предприятие является филиалом ПАО «Ил». Оно входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. Как мы сказали, за свою историю ВАСО переживало самые разные времена. У него были и взлеты, и падения. Ясно то, что к настоящему моменту завод удержался на плаву. Более того, в условиях нынешней санкционной войны предприятие может стать востребованным у государства, как никогда ранее.

Свою историю авиазавод ведет о 1932 года. Тогда приказом Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР в Воронеже был переведен в самолетостроительный трест. Началось строительство авиазавода №18. В ту пору создание инновационного предприятия в аграрном регионе с малограмотным населением было немыслимым. Однако в Кремле решили руководствоваться ленинским принципом «Потянув за одно звено, можно вытащить всю цепь». То есть, расчет был на то, что после создания авиазавода в Воронеже появится авиационно-технический вуз, авиационное военное училище и так далее.

Все эти планы в итоге оправдались. Но только в послевоенный период. Во времена же создания авиационного завода в Воронеже стройка велась ударными темпами. Рабочие не жалели сил при создании предприятия. Как итог – завод был построен за 13 месяцев. Правда, это было лишь несколько цехов, которые сейчас покажутся скромными сооружениями. Но все же ровно 92 года назад было положено начало одному из главнейших промышленных объектов нашего города и всей России.


Строительство авиазавода

- В сентябре 1934 года состоялся первый испытательный полет ТБ-3, первого серийного самолета, собранного на Воронежском авиазаводе. Самолет поднял в небо летчик-испытатель М.М. Громов, впоследствии известный советский военачальник, Герой Советского Союза. Тогда же, в 1934-м, было завершено оборудование цехов фюзеляжного, центроплана, окончательной сборки. Главным конструктором завода №18 был назначен К.А. Калинин (1887-1937). Работники завода приняли участие в прокладке трамвайных путей в Сталинском (так в то время назывался Левобережный) районе. Филиал областного аэроклуба при авиазаводе подготовил 50 планеристов и 28 пилотов. Заводской поселок насчитывал 3 тысячи жителей, все дома были электрифицированы, - пишет доктор экономических наук Вадим Галкин.


Первый экземпляр самолёта САМ-5, построен в 1933 году

В 1935 году на Воронежском авиазаводе ввели в строй химическую лабораторию. Также была сдана первая очередь цеха гальванических покрытий и оксидирования. А в 1936 году открылся заводской клуб, была начата сборка экспериментального бесхвостого бомбардировщика К-12 конструкции К.А. Калинина, а также стартовала подготовка производства дальних бомбардировщиков ДБ-3.

Развитие Воронежского авиазавода в 30-е годы прошлого века способствовало бурному развитию большей части левобережья. В Сталинском районе для предприятия прокладывались новые трамвайные пути, открывались новые остановки общественного транспорта, строились жилые дома, создавались социальные объекты (к примеру, в 1938 году распахнула свои двери заводская поликлиника).


Рабочие Воронежского авиационного завода на демонстрации

До начала Великой Отечественной войны на предприятии было построено 11 типов разных самолетов. Это были конструкции Антонова, Ильюшина, Туполева, Ермолаева, Москалева. Рабочие авиазавода были настоящими стахановцами, наполненными энтузиазмом и верой в светлое будущее.

Когда 22 июня 1941 года произошло вероломное нападение Гитлера на Советский Союз, то Воронежский авиазавод эвакуировали на станцию Безыменка, что располагается в 20 км от Куйбышева (ныне – Самара). В новом месте трудящиеся предприятия стали оказывать неоценимую помощь фронту. Так, на заводе был выпущен легендарный бомбардировщик Ил-2.


Ил-2

После освобождения Воронежа в 1943 году был подсчитан ущерб, который фашистские бомбардировки нанесли авиазаводу. Тогда сгорели семь цехов и один ангар, а еще три цеха были разрушены снарядами врага. Власти СССР постановили начать восстановление предприятие, попутно переименовав его в завод по ремонту самолетов №64.

- В 1943 году на заводе было отремонтировано 218 самолетов Ил-2; 25 самолетов У-2; 30 самолетов Як-1; 14 самолетов Ла-5; 4 самолета Пе-2; 2 самолета Як-6; 4 самолета Як-9; по одному Ут-2 и Ли-2. К концу года работали цеха: агрегатный, механический, инструментальный, сварочный. В восстановленной школе ФЗУ началась подготовка кадров для завода. В 1945 году расширился станочный парк завода. В цехах установлено оборудование, вывезенное из Германии и стран-сателлитов в счет репараций, - металлорежущие станки, гидравлические прессы «Фриц Мюллер», «Лейк Ири» и других фирм. Трофейным оборудованием был укомплектован механический цех. Восстановлены жилые дома на улице Героев стратосферы. Заводчане восстановили 6,4 км трамвайной линии на левом берегу; на маршрут был пущен трамвай с надписью «Родному Воронежу от коллектива завода №64 в день победы над Японией», - отмечает Вадим Галкин.

После Великой Отечественной войны предприятие начало снова работать ударными темпами. Восстановление его первой очереди завершили в 1948 году, а в 1953-м (год смерти Сталина) полностью восстановили главный корпус завода. Там разместился цех по производству товаров народного потребления.

В тот самый послевоенный период Воронежский авиазавод по-настоящему стал инновационным предприятием своего времени. Там конструировали такие воздушные суда, как Ан-10 «Украина», Ан-Ан-12, Ту-123, сверхзвуковой Ту-144, Ил-86, Ил-96. Предприятие посещали иранский шахиншах Реза Пехлеви и лидер Кубинской революции Фидель Кастро.


Фидель Кастро в Воронеже

Но тут подоспела новая черная страница истории предприятия – «лихие 90-е». С распадом СССР из-за инфляции в 2500% прекратилось нормальное финансирование Воронежского авиазавода государством. Перевозчики же перестали покупать воздушные суда. Сотрудники предприятия перестали вовремя получать зарплаты. Многие из них уходили на другие заводы или начинали заниматься бизнесом. В 90-е годы ситуация была настольно тяжелой, что на авиазаводе вынужденно изготавливали велосипедные рамы, детские коляски. 

Положение дел на предприятии стало меняться с приходом к власти Владимира Путина. Постепенно стали появляться заказы. А особенно мощный импульс авиазаводу придала санкционная война коллективного Запада против России. Наша страна поняла, что ей нужно больше своих самолетов – как военных, так и гражданских. Будет ли в итоге реализована эта задумка, покажет время.


Воронежский авиазавод в наши дни

Пока же поздравим Воронежский авиационный завод с его днем рождения. 

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
2
0